ЛиК №5. - 2018.

Король истории

О жизни и творчестве Александра Дюма.

Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться!
Историк — властелин минувших эпох.
Любовь без уважения далеко не идёт и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.
А. Дюма


 


 

Современные дети мало читают – это грустный факт. Оставим разбирать его причины социологов, психологов и педагогов. Вспомним, что еще совсем недавно можно было сказать: нет на свете подростка, который не зачитывался бы романами Александра Дюма, не завидовал бы в тайне «подвигам и приключениям» его героев. А ведь, по словам его соотечественника, писателя Андре Моруа, «у самого Дюма в жизни было не меньше приключений, чем в его романах. А это подлинное наслаждение для биографа» [1].
Начать можно с происхождения великого романиста. Александр Дюма, как и наш Александр Пушкин, имел в своих жилах африканскую кровь.
Это история началась в середине XVIII в. на Сан-Доминго (современный о. Гаити), куда из Франции приехал дед писателя – Антуан-Александр Дави де ла Пайетри. У него была чернокожая рабыня Мари-Сюзетт. По одной из версий [2], ее звали «Мари из дома» - в отличие от другой Мари, работавшей на плантации. По-французски это звучит как «Mari du mas» - Мари Дюма.
Антуан-Александр жил со своей рабыней как с женой и имел от нее детей. Но впоследствии он вернулся в Европу.
По одной из версий [2], свою семью он продал соседу вместе с плантацией. По другой [1] – в 1772 г. Мари-Сюзетт умерла. В любом случае, дочери Антуан-Александра остались на Сан-Доминго, а 18-летнего сына-мулата он увез с собой в Париж.
Сына звали Тома-Александр. «Цвет кожи придавал ему экзотический вид; черты лица у него были правильные, глаза великолепные, фигура стройная, а кисти рук и ступни — изящные, как у женщины. Его принимали в свете: ведь он был сын маркиза; смолоду он пользовался большим успехом у женщин. Он поражал своей силой: однажды вечером в Опере какой-то мушкетер, войдя в ложу, где сидел Дюма, оскорбил его. Молодой Дюма Дави де ля Пайетри схватил обидчика и швырнул его через перила прямо на зрителей партера. За этим последовала дуэль, на которой он ранил своего противника, потому что был так же искусен в фехтовании, как и во всех телесных упражнениях» [1].
Биографы приводят разные причины, почему Тома-Александр взял фамилию Дюма. В память о матери или уважая волю отца, который не хотел, чтобы его сын служил в простом армейском звании под настоящим именем. В любом случае Тома-Александр Дюма сделал блестящую военную карьеру, стал генералом, поддержал Наполеона Бонапарта и стал его близким другом.
Дюма обосновался в Вилле-Котре – местечке на севере Франции, в 78 км к северо-востоку от Парижа, и женился на дочери хозяина тамошней гостиницы Марии-Луизе Лабуре.
Но в 1799 г. удача покинула Тома-Александра. Он не поддержал Египетскую кампанию Наполеона и решил вернуться во Францию. Однако его корабль сел на мель в водах Неаполитанского королевства, которое находилось в состоянии войны с Францией. Генерал был взят в плен, а Наполеон, в отместку за отступничество бывшего друга, не стал ему помогать. Только через два года пыток и истязаний Тома-Александра обменяли на австрийского генерала Мака. Домой Дюма вернулся больным и изможденным.
В 1802 г. у него родился сын, которого по семейной традиции назвали Александром. А в 1806 г. Дюма старший умер и семейство, впавшее в немилость императора, осталось без средств к существованию.
Будущий писатель вырос в бедности. У его матери не было средств дать ему хорошее образование. Однако в 1812 г. (Дюма было 10 лет) один из его родственников, аббат Консей, умер, завещав ему стипендию в семинарии при условии, что он примет духовный сан. Но поскольку мальчик не выказывал желания стать священником, мать послала его в колледж аббата Грегуара. Там Дюма освоил латынь и выработал каллиграфический почерк.
Детство Дюма проходило в эпоху Наполеоновских войн.
В 1799 г. в результате государственного переворота генерал Наполеон Бонапарт стал Первым консулом конституционной Франции. В 1804 г. он был коронован как император. В 1805 г. он выиграл Австрийскую кампанию, в 1806-1807 гг. – Прусскую и Польскую. Однако в 1812 г. в результате похода на Россию он потерпел сокрушительное поражение. В 1813 г. он проиграл Битву народов при Лейпциге, вынужден был отречься от престола и был заточен на о. Эльба. В 1815 г. он бежал оттуда и снова воцарился – на знаменитые Сто дней.
«Во время Ста дней Наполеон дважды проезжал через Вилле-Коттре: первый раз — направляясь на север, где он должен был соединиться с армией, второй раз — после Ватерлоо, больной, безучастный ко всему окружающему, со склоненной на плечо головой. Он открывал шествие разбитой Великой Армии. Зрелище чудовищное, величественное и настолько ужасное, что оно казалось возвышенным. Раненые солдаты, кое-как перевязанные, лежа в телегах, размахивали окровавленными лохмотьями и кричали: «Да здравствует император!»» [1]
При власти Наполеон отказывал семье своего бывшего соратника в помощи. После его поражения Дюма оказались в немилости, будучи семьей наполеоновского генерала.
Однако Александр не хотел мириться с бедностью. В 1822 г. (в 20 лет), без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он отправился в Париж – как позднее сделает д’Артаньян в его самом знаменитом романе. Ему помог генерал Фуа – бывший сподвижник Наполеона, прощенный королем Людовиком XVIII за полководческий талант. Александру как обладателю прекрасного почерка дали должность в канцелярии при герцоге Орлеанском.
Дюма поселился на Итальянской площади в Париже и вскоре познакомился с очаровательной соседкой по этажу – белошвейкой Катрин Лабе. В 1824 г. Катрин родила Дюма сына, которого опять же назвали Александром.
Хотя брак с Катрин не был заключен, Дюма помогал содержать ребенка. В 1830 г., как только ему удалось заработать немного денег, он поселил Катрину и ее сына в небольшом домике в Пасси. Это требовало расходов – так же, как и жизнь в Париже, к которой Дюма стремился. Он чувствовал в себе талант к литературному творчеству и хотел, чтобы этот талант продавался.
В ежегодном салоне живописи и скульптуры его внимание привлек барельеф, изображающий убийство Джиованни Мональдески, умерщвленного в 1657 г. по приказу Христины, королевы шведской. Этот сюжет вдохновил Дюма на создание драмы «Христина». Готовую драму он предложил в «Комеди Франсез» - знаменитый «Дом Мольера», основанный еще в 1680 г. декретом короля Людовика XIV.
Хозяйкой в этом доме была м-ль Марс – актриса, игравшая на сцене Комеди Франсез 33 года. Она блистала в классическом репертуаре, а Дюма следовал романтическому направлению. М-ль Марс сделала так, чтобы «Христина» не вышла на сцену.
3 июня 1827 г. Дюма познакомился с Мелани Вальдор – писательницей и поэтессой, хозяйкой литературного салона. Дюма подарил её отцу письма Наполеона и маршалов империи, адресованные генералу Тома-Александру Дюма. В благодарность он получил приглашение устроить чтение в салоне Мелани его новой драмы под названием «Генрих III его двор».
«Генрих III и его двор» - историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти. Интерес к истории и свойственное эпохе стремление романтизировать ее изначально определили литературный стиль Дюма. «Как и вся молодежь его поколения, духовными вождями которой были солдаты империи, он был напичкан рассказами о всевозможных приключениях, небывалых и кровопролитных. Драма была его стихией. Он верил во всемогущество случая, во влияние мелких, незначительных фактов. Всех этих солдат спасал портрет, убивала шальная пуля, повергало в немилость дурное настроение властителя. Дюма полюбил в истории все, что связано с таинственной игрой случая. У него было природное чувство театрального, да и могло ли быть иначе? Сама эпоха была театральной. Но Дюма лучше, чем любой другой, лучше, потому что он сам был подобен стихийной силе, сумел выразить драматизм жизни, в котором тогда была так велика потребность» [1].
Актёры Комеди Франсез после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор, попросили принять «Генриха III» к постановке вне очереди. 10 февраля 1829 г. успешно прошла премьера спектакля. А между Дюма и Мелани завязался роман.
Наступил 1830 г. - «решающий год для романтической школы. Революции в литературе эхом откликнулась революция на улицах. Бурная эпоха, когда бои шли повсюду — в залах театров, на баррикадах и даже в семьях: ведь романтики обязаны испытывать великие страсти. То было время, когда Сент-Бёв ухаживал за госпожой Гюго, когда будущая Жорж Санд ушла от барона Дюдевана, когда Альфред де Виньи отчаянно добивался любви Мари Дорваль, когда Бальзак, устав от своей Дилекты, готов был воспылать страстью к неуловимой маркизе де Кастри. Жизнерадостный Дюма сам нисколько не страдал, но он должен был следовать за модой» [1].
Отношения Дюма и Мелани Вальдор были страстными, но недолгими. Мелани мечтала о ребенке, но у нее случился выкидыш. Дюма ревновал ее к мужу, но уже в конце мая 1830 г. сошелся с актрисой Белль Крельсамер, известной в театральных кругах под сценическим псевдонимом Мелани Серре. 5 марта 1831 г. Мелани Вторая родила девочку, которую назвали Мари-Александрин. 17 марта 1831 г. был составлен акт об усыновлении Мари-Александрин и Александра – сына Катрин Лабе.
А плодом противоречивой любви Дюма и Мелани Вальдор стал сюжет новой драмы – «Антони».
Дюма одним из первых обратился к драме из современной жизни и отважился коснуться роли страсти в современном обществе. «Конфликт между личностью и обществом, страстью и долгом, который XVII век решал в пользу общества и от которого XVIII бежал в легкомыслие и распутство, мог теперь быть решен лишь насильственным путем. «В современном обществе страсть сорвалась с цепи»» [1].
Герой драмы Антони в финале убивает замужнюю Адель, которую любит. Мужу жертвы он бросает самую знаменитую фразу французского театра XIX в.: „Она сопротивлялась мне, и я убил её!“ «И на весь XIX век страсть воцарится в театре, принеся с собой бурю чувств, слов, кинжальных ударов и пистолетных выстрелов. «Антони» испугал актеров Комеди-Франсэз, но зрителей он потряс» [1].
Премьера драмы «Антони» состоялась 8 мая 1831 г. в театре Порт-Сен-Мартен. Мелани Вальдор была приглашена на премьеру.
«Революция на улицах» тоже не обошлась без участия Дюма.
В 1830 г. во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри.
В 1832 г. в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма был лично знаком с ним, и по просьбе родственников покойного генерала возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Полиция стала разгонять толпу. Траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено.
Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и отправился в Швейцарию В этом путешествии он встречался с писателем Шатобрианом, королевой Гортензией, альпинистом Бальма. Из поездки Дюма привез два тома «Путевых впечатлений», а в 1833 г. вышел историко-публицистический очерк «Галлия и Франция». Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа.
В 1835 г. Дюма уехал в новое путешествие - по Италии, из которого он привез три драмы, стихотворный перевод «Божественной комедии» и новые «Путевые впечатления».
К этому времени он был уже очень популярным писателем. Читатели ценили его бойкий слог, умение строить сюжет и блестящие диалоги. Поэтому в 1838 г. ему предложили переписать неудачную пьесу начинающего автора Огюста Маке. В 1839 г. состоялась премьера пьесы «Батильда», Маке был представлен Дюма.
В 1840 г. Маке показал Дюма набросок романа «Добряк Бюва», посвящённого заговору Челламаре - политического сговора во Франции с целью удаления Филиппа II Орлеанского с поста регента Французского королевства. Дюма предложил переработать роман, получивший в новой редакции название «Шевалье д’Арманталь». Роман печатался фельетонами в газете «Ля Пресс» за подписью одного Дюма – таково было требование издателя: «Роман, подписанный „Александр Дюма“, стоит три франка за строку, подписанный „Дюма и Маке“ — тридцать су». Имя Дюма было гарантией качества. Маке получил компенсацию в восемь тысяч франков. Так началось сотрудничество двух авторов.
В 1840 г. вышел роман «Учитель фехтования». По сюжету учитель фехтования Грезье передаёт Александру Дюма[1] свои записи, сделанные во время поездки в Россию. В них рассказывается, как он поехал в Санкт-Петербург и начал преподавать уроки фехтования. Все его ученики — будущие декабристы. Один из них — граф Анненков, жених старой знакомой Грезье, Луизы. Вскоре поднимается бунт, но тут же пресекается Николаем I. Все декабристы ссылаются в Сибирь, среди них и граф Анненков. Отчаявшаяся Луиза решается поехать за своим суженым и делить с ним тяготы каторги. Грезье соглашается ей помочь.
В России публикация романа была запрещена Николаем I в связи с описанием в нём декабристского восстания. Роман был впервые опубликован в России на русском языке в 1925 г.
В том же 1840 г. Дюма женился на актрисе Иде Ферье.
Между тем история родной страны все больше притягивала Дюма. В ней скрывались потрясающие сюжеты, яркие характеры - безграничные возможности для писателя. Романы на исторические темы были востребованы – это показал успех «Шевалье д’Арманталя».
В 1843 г. Дюма взял в библиотеке книгу «Мемуары господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров» - поддельные мемуары, написанные Гасьеном де Куртилем. Маке набросал план романа. В 1844 г. вышел роман «Три мушкетера».
«Д’Артаньян, хитрый гасконец, лихо подкручивающий свой ус; тщеславный силач Портос, знатный вельможа Атос, настроенный романтически; Арамис, таинственный Арамис, который скрывает свою религиозность и свои любовные похождения, ревностный ученик святых отцов - эти четверо друзей… представляют собой четыре основных варианта нашего национального характера» [1].
Роман имел оглушительный успех. «В 1845 году по прихоти Дюма Париж действительно гораздо больше интересовался Анной Австрийской, чем Луи-Филиппом, и похождениями герцога Букингемского, чем угрозами Англии» [1]. И успех этот был закреплен вот уже на полтора столетия. «Одно поколение может ошибиться в оценке произведения. Четыре или пять поколений никогда не ошибаются. Прочная популярность «Трех мушкетеров» во всем мире свидетельствует о том, что Дюма, наивно выражая через посредство своих героев собственный характер, отвечал той потребности в энергии, силе и великодушии, которая присуща всем временам и всем странам» [1].
В 1978 г. в СССР вышел телефильм «д’Артаньян и три мушкетёра». Поколение российских школьников выросло на романтическом идеале дружбы – «один за всех, и все за одного». По сравнению с фильмом, книга кажется куда более циничной, отношения – меркантильными, герои – расчетливыми. Но «мораль Дюма - это сочетание любви к славе и «здравого смысла», не лишенного цинизма. Таким образом, Дюма объединяет Францию героических поэм и Францию фаблио — сочетание, представляющее, если не всю Францию, то, во всяком случае, значительную ее часть. Как и Рабле, Дюма любил пирушки, попойки, любовные похождения. Если бы д’Артаньян не был героем, он казался бы нам чрезвычайно безнравственным. Мушкетеры, и в этом они похожи на своего творца, не видят ничего дурного ни в том, чтобы менять любовниц, ни в том, чтобы иметь по нескольку любовниц зараз, ни в том, чтобы брать у них деньги. Все это так, и тем не менее романы Дюма не были ни непристойными, ни воинствующе аморальными» [1].
В 1840-50 гг. из-под пера Дюма вышло множество исторических романов: «Двадцать лет спустя» (1845), «Королева Марго» (1845), «Графиня де Монсоро» (1846), «Две Дианы» (1846), «Жозеф Бальзамо (Записки врача)» (1846-1848), «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1847), «Сорок пять» (1847), «Ожерелье королевы» (1849-1850), «Волчицы из Машкуля» (1858) и др. «За всю историю французской литературы ни один писатель не был столь плодовит, как Дюма в период с 1845 по 1855 год. Без передышки обрушивает он на газеты и журналы романы, в восемь-десять томов каждый. Перед нами проходит вся история Франции» [1].
Кроме исторических романов, с 1844 по 1846 гг. журнал «Journal des Debats» публиковал отдельными выпусками приключенческий роман «Граф Монте-Кристо», действие которого происходит в 1815-1829 и 1838 гг. Замысел романа возник во время путешествия Дюма по Средиземному морю, когда он увидел остров Монтекристо и услышал легенду о зарытых там несметных сокровищах. Ещё до окончания журнальной публикации вышло первое книжное издание. Успех романа «Граф Монте-Кристо» превзошёл все предыдущие произведения писателя.
Такое обилие литературного материала наводило современников Дюма на мысль о том, что написать столько книг не под силу никому, что на Дюма работает армия «литературных негров». Он действительно сотрудничал с несколькими писателями – так же, как с Маке. В 1845 г. в связи с выходом памфлета Эжена де Мерикура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», Дюма попросил у Маке письмо, в котором тот отказывался от авторских прав на совместно написанные произведения. Маке написал такое письмо в самых лестных для Дюма выражениях.  
Финансовые обстоятельства успешного автора позволяли ему жить на широкую ногу и слыть щедрым, даже расточительным человеком. С 1843 года Дюма, сохраняя за собой квартиру в Париже, снял виллу «Медичи» в Сен-Жермен-ан-Лэ и взял в аренду театр этого маленького городка. Он пригласил туда Комеди-Франсэз, кормил артистов и обеспечивал их жильем. «Я никогда и никому не отказывал в деньгах за исключением моих кредиторов», - заявлял Дюма [1].  
В 1844 г. писатель развелся с Идой Ферье. По контракту он обещал ей ежегодную ренту в двенадцать тысяч франков золотом плюс три тысячи франков «на карету».
В 1847 году по проекту архитектора Ипполита Дюрана Дюма построил около Порт-Марли замок и назвал его Монте-Кристо. Замок получился трёхэтажный, в стиле ренессанса, внутри мавританская гостиная, отделанная в восточном стиле. В 200 метрах от замка Монте-Кристо - готический замок, названный Дюма «замком Иф». Здесь Дюма работал. На стене «замка Иф» написаны названия произведений Дюма. Замок окружал английский парк.
Но замок не принес удачи своему хозяину. Его траты превысили его доходы. Он брал в долг у бывшей жены – теперь Ида требовала расплаты. В 1850 г. за Дюма уже охотилась целая свора кредиторов. В 1851 г. он бежал от них в Брюссель, где начал писать мемуары. В 1852 г. Дюма был объявлен несостоятельным должником. В 1853 г. он продал поместье «Монте-Кристо».
В 1858 г. соавтор Дюма Огюст Маке подал на него в суд. Несмотря на написанный в 1845 г. отказ от всех прав, он хотел восстановить свое авторство. Прошло три судебных процесса, и все три Маке проиграл. Отношения между писателями испортились навсегда.
Несмотря на пошатнувшееся финансовое положение, Дюма не унывал. В 1858-1859 гг. писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга до Астрахани (Карелия, остров Валаам, Углич, Москва, Царицын) и дальше на Кавказ. О своём путешествии в России Дюма написал книгу «Путевые впечатления. В России».
В Петербурге генерал-губернатор Александр Муравьев представил его графу и графине Анненковым, которых Дюма, никогда не видев в глаза, сделал героями своего романа «Записки учителя фехтования», опубликованного в 1840 г. Супруги Анненковы были помилованы Александром II. Они с распростертыми объятиями приняли человека, превратившего их в персонажей романа.
В Финляндии Дюма встретил игуменью, которая зачитывалась «Графом Монте-Кристо».
Яркие впечатления остались и от грузинского гостеприимства. Дюма пишет: «Грузинский обед такое угощение, где даже ничем не выделяющиеся любители выпить опустошают пять или шесть бутылок вина, а иногда и по двенадцать или пятнадцать на каждого… Перепить своего соседа составляют в Грузии славу... По окончании обеда возник вопрос о выдаче мне свидетельства, подтверждающего мои способности – не духовные, а физические. Предложение было принято: взяли листок бумаги, и каждый выразил на нем свое мнение, скрепив его своей подписью. Хозяин дома первый написал: «Г-н Александр Дюма посетил нашу скромную редакцию, где на данном в его честь обеде выпил вина больше, чем грузины. 1858, 28 ноября (старого стиля). Иван Кереселидзе. Редактор грузинского журнала «Цискари». Далее взял перо князь Николай Чавчавадзе: «Я присутствовал и свидетельствую, что г-н Дюма пил больше вина, нежели грузины»».
В грузинском приморском городе Поти в центральном парке есть небольшой памятник Александру Дюма. Оказывается, писатель провел здесь некоторое время в ожидании корабля до Марселя.
Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открыл собственное издательство и с 1859 г. начал публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой. В 1861 г. книга вышла на русском языке в Тифлисе.
В 1866 г. Дюма подписал новый, весьма выгодный договор на иллюстрированное издание своих сочинений. Хоть время его шумной славы прошло, он все равно оставался очень известным, популярным и продаваемым писателем.
Возраст не мешал Дюма менять женщин, как перчатки. В 1860 г. у него был роман с актрисой Эмилией Кордье. Она родила девочку - Микаэлу-Клелию-Жозефу-Элизабет. Дюма был очень привязан к этому ребенку. В 1867 г. его возлюбленной стала другая актриса - с актрисой Адой Менкен, скандально известной своими выступлениями на сцене в полуобнаженном виде. Ада была больна и в 1868 г. умерла.
Прежние подруги Дюма тоже уходили одна за другой. Ида Ферье умерла в 1859 г. В 1868 г. не стало Катрин Лабе. Незадолго до ее смерти Александр Дюма-сын хотел примирить и поженить престарелых родителей. Дюма-отец был не против. Он наконец ощутил приближающуюся старость и хотел заботы. Но Катрин отказалась, заявив, что он опоздал на сорок лет.
Весной 1870 г. Дюма уехал на юг Франции. В Марселе он узнал, что началась Франко-прусская война. Пришли известия о первых поражениях французской армии. 68-летний Дюма принял эти новости очень близко к сердцу, и его хватил удар. Полупарализованный, он добрался до Пюи, где жил его сын Александр. Там он и провел последние месяцы своей жизни.
«Однажды утром он рассказал сыну, что во сне видел себя на вершине горы, и каждый камень этой горы был его книгой. Вдруг гора осыпалась под ним, как песчаная дюна. «Послушай, — сказал ему сын, — спи спокойно на своей гранитной глыбе. Она головокружительно высока, долговечна, как наш язык, и бессмертна, как родина». Тут лицо старца прояснилось; он пожал руку своего мальчика и поцеловал его» [1].
Александр Дюма скончался 5 декабря 1970 г. и был похоронен в Невильле-Поле. Когда война кончилась, Дюма-сын перевез останки в Вилле-Коттре. Могила была вырыта рядом с могилами генерала Дюма и Мари-Луизы Лабурэ. В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.
Александр Дюма прожил долгую жизнь – значительную часть богатого на события XIX века. Он и сам стал событием – яркая личность, мощный талант, неугасимое жизнелюбие. «Дюма идеальная жизнь рисовалась роскошной фарандолой друзей, отплясывающих в ритме галопа. И вот уже за ним и впрямь несется целый кортеж, подпрыгивая в ритм его скрипок; мы будем свидетелями того, как в дальнейшем он соберет вокруг себя читателей всего мира и они будут жадно внимать его рассказам, таким же захватывающим и веселым, как эта музыка, — и увлечет их за собой, переодетых мушкетерами и кардиналами, в бесконечном галопе, который скачет и поныне» [1].

Источники
1. Моруа А. Три Дюма // Андре Моруа. Собрание сочинений в шести томах / Составление и общая редакция Мориса Ваксмахера. Вступительная статья Зои Кирнозе и Владимира Пронина. — М.: Пресса, 1992. — Т. 1. — С. 187-188. — 318 с. — ISBN 5-253-00560-9.
2. Чертанов М. Дюма. – М.: Молодая гвардия. – 2014.
3. https://ru.wikiquote.org




 

© 2015 Научно-аналитический журнал "Личность и Культура».    При цитировании ссылка на журнал "Личность и Культура" обязательна.